Кантовская вещь-в-себе: аналитическая интерпретация
Основное содержимое статьи
Аннотация
В аналитической философии доминирует взгляд, согласно которому кантовское учение о познании должно быть «по крайней мере сопоставимо с каким-либо вариантом эмпиризма или научного реализма». Основная трудность здесь возникает в связи с неоднозначным статусом вещей самих по себе. Неопределенность этого понятия традиционно приводит к интерпретации философии Канта как дуализма (субстанций или свойств). Дуализм имплицитно несет в себе противоречие: невозможность причинного (и всякого другого) взаимодействия между вещью самой по себе и явлением (мыслимыми как субстанции), на котором, однако, настаивает Кант. В данной статье я покажу, что понятие дуализма неприменимо к философии Канта, а также предложу решение проблемы аффицирования путем установления онтологического различия между вещью самой по себе и явлением, где вещь сама по себе и явление не суть два различных вида сущностей; различие между ними заключается лишь в понятиях. Затем я рассмотрю некоторые основные интерпретации явления и вещи самой по себе в аналитической философии с тем, чтобы показать, что исключительно эмпирическая интерпретация учения Канта оказывается несостоятельной. На основании полученных результатов также делается вывод об основополагающей роли вещей самих по себе для познания.
Информация о статье
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.