https://analytica-journal.ru/index.php/analytica/issue/feedAnalytica2023-09-12T06:04:42+00:00Редакция / Editorial Boardcontact@analytica-journal.ruOpen Journal Systems<p><strong>Analytica</strong> — это международный электронный <strong>double-blind peer reviewed</strong> журнал, освещающий новые исследования в области аналитической философии и ее истории. Мы придерживаемся принципов открытости науки, поэтому все выпуски нашего журнала бесплатно и без каких-либо ограничений доступны на данном сайте.</p>https://analytica-journal.ru/index.php/analytica/article/view/69От редакторов2023-09-11T14:11:52+00:00Лев Ламберовlev.lamberov@analytica-journal.ru2023-09-11T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Лев Ламберовhttps://analytica-journal.ru/index.php/analytica/article/view/62Кантовская вещь-в-себе: аналитическая интерпретация2022-12-11T08:48:21+00:00Виталий Рябоконьvitaly7r@gmail.com<p>В аналитической философии доминирует взгляд, согласно которому кантовское учение о познании должно быть «по крайней мере сопоставимо с каким-либо вариантом эмпиризма или научного реализма». Основная трудность здесь возникает в связи с неоднозначным статусом вещей самих по себе. Неопределенность этого понятия традиционно приводит к интерпретации философии Канта как дуализма (субстанций или свойств). Дуализм имплицитно несет в себе противоречие: невозможность причинного (и всякого другого) взаимодействия между вещью самой по себе и явлением (мыслимыми как субстанции), на котором, однако, настаивает Кант. В данной статье я покажу, что понятие дуализма неприменимо к философии Канта, а также предложу решение проблемы аффицирования путем установления онтологического различия между вещью самой по себе и явлением, где вещь сама по себе и явление не суть два различных вида сущностей; различие между ними заключается лишь в понятиях. Затем я рассмотрю некоторые основные интерпретации явления и вещи самой по себе в аналитической философии с тем, чтобы показать, что исключительно эмпирическая интерпретация учения Канта оказывается несостоятельной. На основании полученных результатов также делается вывод об основополагающей роли вещей самих по себе для познания.</p>2023-09-11T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Виталий Рябоконьhttps://analytica-journal.ru/index.php/analytica/article/view/66Формально-аксиологическая семантика естественного языка метафизики: измерение, соизмеримость, несоизмеримость, симметрия, асимметрия, как понятия древнегреческой геометрии, и как ценностные функции в двузначной алгебре метафизики как формальной аксиологии2023-06-28T08:38:52+00:00Владимир Лобовиковvlobovikov@mail.ru<p>Данная статья посвящена исследованию <em>формально-аксиологической семантики </em>естественного языка вообще и системы <em>ценностно-функциональных значений</em> слов «измерение», «соизмеримость», «несоизмеримость», «симметрия», «асимметрия», «гармония» в естественном языке метафизики в особенности. Предметом изучения являются не дескриптивно-индикативные значения указанных слов, давно уже систематически исследуемые математикой, физикой и другими науками, а некие качественно новые (<em>ценностно-функциональные</em>) значения этих слов, до сих пор пока еще недостаточно осознанные и изученные как таковые. Методом исследования является математическое моделирование. Используется искусственный язык двузначной алгебры метафизики как формальной аксиологии. Даются <em>точные табличные определения ценностных функций</em>, являющихся значениями слов «измерение», «соизмеримость», «несоизмеримость», «симметрия», «асимметрия», «гармония» и других в естественном языке метафизики. С помощью предложенной системы точных определений основных понятий алгебры метафизики и аккуратного вычисления значений композиций упомянутых ценностных функций, в двузначной алгебраической системе формальной аксиологии генерируется список формально-аксиологических уравнений (и их переводов на естественный человеческий язык), заслуживающих внимания исследователей.</p>2023-09-11T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Владимир Лобовиковhttps://analytica-journal.ru/index.php/analytica/article/view/68Сознание, восприятие, реальность: проблема интеграции2023-07-15T16:36:51+00:00Данил Мельниковddanl@list.ru<p>В статье производится анализ проблемы сознания в её метафизическом и эпистемологическом аспектах её осмысления. Приводится классификация подходов, основанная на концептуальных вариантах обращения к «трудной проблеме» сознания. Делается вывод о несостоятельности подходов, основанных на квалиа-скептицизме, характеризующимся прежде всего попытками элиминировать квалиа, вследствие чего квалиа-реализм признаётся более удовлетворительной позицией. При анализе эпистемологической проблематики демонстрируется, что прямой реализм как позиция в философии восприятия является наиболее успешной эпистемологической установкой, однако он вступает в противоречие с квалиа-реализмом. Формулируется вариант проблемы интеграции, основанный на главных затруднениях философии восприятия, которую в данном случае можно изложить в виде следующего вопроса: как субъект может обладать достоверным знанием о свойствах независимых от сознания объектов (а не их внутренних эквивалентах), если опыт, из которого субъект выводит знания о мире, обладает внутренне присущими свойствами или квалиа? Предлагается вариант интеграции, который основан на идеях Х. Патнэма.</p>2023-09-11T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Данил Мельниковhttps://analytica-journal.ru/index.php/analytica/article/view/65Выразительные возможности λ-оператора и поссибилистских кванторов в модальных логиках первого порядка2023-05-27T11:08:35+00:00Индира Мухаметшинаmukhametshina.indira@gmail.com<p>В статье сравниваются выразительные возможности двух языков первопорядковой модальной логики: первый содержит λ-оператор и актуалистские кванторы, а второй не содержит λ-оператор, но содержит два вида кванторов (актуалистские и поссибилистские) и предикат равенства. Предложен перевод с первого языка на второй, сохраняющий истинностное значение, и показано, что обратного перевода не существует. Тем самым показано, что второй язык превосходит первый по выразительной силе.</p>2023-09-11T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Индира Мухаметшина